|
Деструктивное поведение
|
Деструктивное поведение связано с комплексом сочетающихся психологических, поведенческих и внешних факторов риска.
Наличие одного или нескольких из приведенных ниже признаков может быть временным проявлением, случайностью, но
ДОЛЖНО ПРИВЛЕЧЬ ВНИМАНИЕ РОДИТЕЛЕЙ!
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
За некоторые деструктивные действия несовершеннолетних
законодательством РФ предусмотрена
административная или уголовная ответственность
Что такое деструктивное поведение
Деструктивное поведение - это действия (словесные или практические), направленные на разрушение внешних и внутренних структур; стремление человека нарушить свою внутреннюю гармонию, нанести вред себе или окружающим. Проявления у несовершеннолетнего деструктивного поведения могут стать источником повышенной опасности как для него самого, так и для его близких, окружающих, общества в целом. Игнорирование или несвоевременное выявление взрослыми признаков деструктивного поведения у ребенка нередко приводит к причинению им физического вреда самому себе, окружающим, суицидальным поступкам, появлению зависимостей (токсикомания, алкоголизм).
Проявления деструктивного поведения
ПО ОТНОШЕНИЮ К ОКРУЖАЮЩИМ И ВНЕШНЕЙ СРЕДЕ
- намеренное нарушение социальных отношений (революционные и протестные движения с агрессивными проявлениями, экстремизм)
- причинение физического ущерба другим людям
- моральное унижение других людей (травля)
- сквернословие (использование нецензурной лексики)
- вандализм и экоцид (нанесение вреда объектам природы)
- жестокое обращение с животными
ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕБЕ
- действия с риском для жизни и здоровья (паркур, зацепинг)
- суицидальное поведение
- интернет-зависимость
- употребление ПАВ, алкоголя
- чрезмерное видоизменение своего тела (татуировки, пирсинг)
Признаки деструктивного поведения,
которые должны насторожить
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ
- повышенная возбудимость, тревожность
- постоянные грубость и агрессия
- склонность к депрессиям
- утрата прежнего эмоционального контакта с близкими
- неспособность сопереживать, сочувствовать другим
- стремление быть в центре внимания "любой ценой"
- стремление показать свое "бесстрашие" окружающим
- избегание зрительного контакта
- проявление навязчивых движений
- отчужденность, нелюдимость в школьной среде,
- отсутствие друзей
- низкие навыки общения
ИЗМЕНЕНИЯ ВО ВНЕШНЕМ ВИДЕ И ПОВЕДЕНИИ
- неряшливость и неопрятность
- появление ран, царапин, синяков, ссадин
- одежда с нецензурными, агрессивными или запрещенными надписями и изображениями
- конфликтное поведение с учителями, сверстниками,
- участие в травле и частых драках
- жестокое обращение с животными, со сверстниками
- участие в неформальных асоциальных группах
- трансляция деструктивного контента в соцсетях
- проявление интереса к фильмам ужасов либо со сценами насилия, суицида
- увлечение компьютерными играми, содержащими сцены насилия и жестокости
- участие в поджогах, "играх" с легковоспламеняющимися и взрывоопасными веществами
- рисует жуткие и пугающие картины, либо просто заштриховывает бумагу
- уходы из дома, бродяжничество
- отказ от приемов пищи, от общения
- коллекционирование и демонстрация оружия (чаще ножей)
- использование в речи новых, нехарактерных для Вашего ребенка выражений, терминов, криминального сленга
- манера говорить производит впечатление "заезженной пластинки", как будто заученных текстов
- ребенок срочно и внезапно выходит из дома под различными предлогами в позднее время суток (обычно курьеры закладчики наркотиков работают по внезапно появившимся заказам в темное время суток)
Что делать при выявлении тревожных сигналов деструктивного поведения
- обратиться за психологической помощью
- активизировать положительные качества и потенциал ребенка
- мотивировать на социально позитивное поведение
- проявить к ребенку заботу
- постараться открыто обсудить причины поведения
- не допускать в речи осуждающих фраз
- не обвинять его в совершении чего-либо предосудительного
- рассказать о своих проблемах и переживаниях в его возрасте
- рассказать о собственном отношении к наркотикам, травле, жестокости, протестным движениям и др.
- принять меры по кратковременному изменению информационной среды несовершеннолетнего
- обеспечить совместный досуг в течение нескольких дней
Родитель предупреждает деструктивное поведение, если:
- ведёт вместе с ребенком здоровый образ жизни
- проводит с ребенком совместный культурный досуг
- воспитывает ребенка в доверительных отношениях
- развивает у него позитивное мышление
- учит ребенка общению с другими людьми, взаимодействию в команде, управлению своими эмоциями
- поощряет стремление желание делать что-то своими
- поощряет участие молодежных движениях и объединениях, способствующих его самоопределению, выявлению интересов, занятию позитивными видами деятельности
- заботится о гражданско-патриотическом воспитании
- формирует чувство отторжения насилия,
- создает негативный образ и формирует эмоциональное неприятие экстремистских формирований.
|