ЦЕНТРАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА ОБРАЗОВАНИЯ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Олега Николаевича Долгова п. Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения Школьная жизнь Центр «Точка роста» Документы
Наша школа Обратная связь Наши партнеры Полезные ссылки

Сведения об
образовательной организации
Основные сведения
Структура и органы управления образовательной организацией
Документы
Образование
Руководство
Педагогический состав
Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса. Доступная среда
Платные образовательные услуги
Финансово-хозяйственная деятельность
Вакантные места для приема (перевода) обучающихся
Стипендии и меры поддержки обучающихся
Международное сотрудничество
Организация питания в образовательной организации
Образовательные стандарты и требования

Поиск



Суицидальное поведение


Суицидальное поведение - это поведение разрушительного характера, девиантное поведение (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков, стойкое нежелание лечиться, управление транспортом в нетрезвом виде, нанесение себе увечий, намеренное участие в драках).
Понятие "суицидальное поведение" неразрывно связано с понятием "суицид". Суицид - это умышленное причинение вреда самому себе с целью летального исхода, сознательное лишение себя жизни.


ЧТО В ПОВЕДЕНИИ ДОЛЖНО НАСТОРОЖИТЬ!
КАК НЕ ДОПУСТИТЬ СУИЦИД У ПОДРОСТКА
- ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя
- рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью
- стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими
- начал раздаривать дорогие ему вещи
- теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься
- отдаляется от друзей
- у подростка длительное время подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность
- наличие примера суицида в ближайшем окружении


ОПАСНЫЕ СИТУАЦИИ, НА КОТОРЫЕ
НАДО ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ!
- ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми
- несчастная любовь или разрыв романтических отношений
- отвержение сверстников, травля (в том числе в соцсетях)
- потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание
- личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха (особенно в семье)
- развод родителей, конфликты в семье, семейное насилие
- резкое изменение социального окружения (смена места жительства)




ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЕСЛИ ОБНАРУЖИЛИ ОПАСНОСТЬ

Если вы увидели хотя бы один из перечисленных выше признаков -
это уже достаточный повод для того,
чтобы уделить внимание своему подростку и поговорить с ним.
Не игнорируйте ситуацию!
Даже, если ваш сын или дочь отказываются от помощи,
уделяйте ему больше внимания, чем обычно
и обратитесь к специалисту самостоятельно или с ребенком.

Бытует миф, что разговоры о нежелании жить -
попытка привлечь внимание к себе и своим проблемам,
а на самом деле человек этого не сделает.
ОДНАКО ЭТО НЕ ТАК!
Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания,
вполне может довести свое намерение до конца.

ЧТО ДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЯМ, ЧТОБЫ
НЕ ДОПУСТИТЬ ПОПЫТОК СУИЦИДА
- говорите с ребенком о его жизни
- уважительно относитесь к тому, что кажется ему важным
- придя домой после работы, не начинайте общение с претензий, даже если ребенок что-то сделал не так
- авторитарный стиль воспитания для подростков неэффективен
- чрезмерные запреты, ограничения свободы и наказания могут спровоцировать у подростка ответную реакцию
- говорите о перспективах в жизни и будущем

В подростковом возрасте предпочтительной формой воспитания является заключение договоренностей.
Если запрет необходим, не пожалейте времени на объяснение целесообразности запрета. Постарайтесь вместе найти решение, устраивающее и вас и его.
У подростков только формируется картина будущего, они видят или совсем отдаленное будущее, или текущий момент.

- говорите с ребенком на серьезные темы: "Что такое жизнь? В чем её смысл?", "Что такое дружба, любовь, смерть, предательство?"

Эти темы очень волнуют подростков, они ищут собственное понимание того, что в жизни ценно и важно.


- говорите о том, что ценно для вас

Не бойтесь делиться собственными опытом и размышлениями. Задушевная беседа на равных всегда лучше, чем "чтение лекций", родительские монологи о том, что правильно, а что нет.

- узнайте, что ваш ребенок хочет, как он намерен добиваться поставленной цели, помогите ему

Если избегать разговоров на сложные темы с подростком, он все равно продолжит искать ответы на стороне (например, в интернете), где информация может оказаться не только недостоверной, но и небезопасной.

Сделайте все, чтобы ребенок понял:
САМА ПО СЕБЕ ЖИЗНЬ - ЭТО ТА ЦЕННОСТЬ,
РАДИ КОТОРОЙ СТОИТ ЖИТЬ,
а не ради социального успеха, хороших оценок и карьеры.

Важно научить ребенка получать удовольствие от простых и доступных вещей в жизни: природы, общения с людьми, познания мира.
Ваш собственный пример, ваше позитивное мироощущение обязательно передастся ребенку и поможет ему справляться с неизбежно возникающими трудностями.

- дайте понять ребенку, что равно важны и опыт поражения и опыт в достижении успеха.

Рассказывайте как вам приходилось преодолевать трудности. Конструктивно пережитый опыт неудачи делает человека более уверенным и устойчивым. А привычка к успехам приводит к тому, что человек начинает болезненно переживать неизбежные неудачи.

- проявите любовь и заботу, разберитесь, что стоит за внешней грубостью ребенка

Подросток делает вид, что вы не нужны ему, он может обесценивать проявления заботы и нежности. Тем не менее, ему очень важны ваша любовь, внимание, забота, поддержка. Надо лишь выбрать приемлемые для этого возраста формы их проявления.
Найдите баланс между свободой и несвободой ребенка.
Современные родители стараются раньше и быстрее отпускать своих детей "на волю", передавая им ответственность за их жизнь и здоровье. Этот процесс не должен быть одномоментным и резким.
Предоставляя свободу, важно понимать, что подросток еще не умеет с ней обходиться и что свобода может им пониматься как вседозволенность.

НАЛАДИТЬ КОНТАКТ С РЕБЕНКОМ ПОМОГУТ
СЛЕДУЮЩИЕ ПРИЕМЫ

"АКТИВНОЕ СЛУШАНИЕ"
Подросток прекрасно различает, слушаете ли Вы его или сделали вид, что участвуете в разговоре, а повелительное наклонение при общении ("Пора спать!", "Убери телефон) вызывает агрессию, обиду.
Всего несколько минут внимательного активного слушания могут Вам помочь, а ребенок сам сможет продвинуться в решении своей проблемы.
Задавайте вопросы, на которые невозможно ответить "да" или "нет" ("Как?", "Какой?", "Почему?", "Каким образом?"). Выражайте словами эмоциональное состояние: "Меня очень волнует...", "Я вижу, тебя огорчает, что...", "Тебе грустно (тревожно, обидно), я чувствую. Почему?".

"КОНТАКТ ГЛАЗ"
Чтобы разговор "состоялся", Ваш взгляд должен встречаться со взглядом ребенка около 60 - 70% всего времени общения.
Взгляд, выражение лица - это возможность проявить теплые чувства друг к другу. Вспомните, первая улыбка на лице младенца появляется в ответ на Ваше лицо и улыбку. Тревожные, неуверенные дети больше всего нуждаются в контакте глаз.
Ласковый взгляд, теплая улыбка, переданная взглядом, выражение лица - эта информация также отпечатывается в сознании ребенка, как и сказанные слова.

"ТАКТИЛЬНЫЙ КОНТАКТ"
Для ребенка очень важен физический контакт. Обнимайте Вашего ребенка не менее четырех раз в день. Важно для ребенка, когда его обнимают, прижимают к себе, тормошат, целуют.
Теплые прикосновения смягчают душу и снимают напряжение.
Возня, борьба, похлопывание по плечу, потасовки, шутливые бои позволяют мальчику чувствовать мужскую поддержку отца. Для мальчика эти "медвежьи шалости" не менее важны, чем для девочки "телячьи нежности". По мере взросления подростки становятся нетерпимыми к спонтанным ласкам, но иногда у них возникает острая потребность в родительской любви, выражаемой через телесный контакт, нежность и ласку, поэтому очень важно не пропустить такие моменты.



© 2009    Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области средняя общеобразовательная школа имени Героя Российской Федерации Олега Николаевича Долгова п. Луначарский муниципального района Ставропольский Самарской области